![]() Область научных интересов: нейробиология, биология поведения. Семь лет назад, в Лозанне проходила впечатляющая конференция, посвященная возможностям применения нейротехнологий при восстановлении или стимуляции функций нервной системы. У нее было говорящее название «Расширяя возможности мозга» (“Limitless! Augmentation of brain function”) и проходила она под эгидой журнала Frontiers in Neuroscience. На фоне общего энтузиазма, уже тогда (правда, преимущественно в кулуарах) звучали опасения, что прогресс в этой области и активное применение новых технологий опередит понимание возможных биологических побочных эффектов, социальных последствий и готовность к ним общества. Было очевидно, что производительность мозга можно улучшить с помощью искусственных компонентов, и этот подход приведет к практическим применениям в недалеком будущем. Многие из методов, например неинвазивная стимуляция, применение интерфейсов мозг-машина (ИМТ), которые соединяют нейронные сети с внешними вспомогательными устройствами, такими как протезы конечностей, экзоскелеты и средства связи, уже активно применялись. В дополнение к отправке команд на внешние устройства ИМТ могли обеспечивать двунаправленную связь, когда искусственные сенсорные сигналы доставляются в мозг, в то время как информация декодируется из нейронных записей. Уже тогда были представлены впечатляющие результаты по восстановлению утраченной памяти при повреждениях гиппокампа, локомоции при повреждениях спинного мозга, облегчению неврологических последствий некоторых генетических аномалий и повышению возможностей мозга здоровых животных и людей. Что вызывало настороженность? В медицинском отношении – слабая изученность биологической платы за активацию нормальных когнитивных способностей. Основания были, так Wen-Jun Gao (Drexel University College of Medicine, USA) представил неутешительные последствия применения психостимуляторов в молодом возрасте на функции мозга во взрослом состоянии. Его результаты свидетельствовали о том, что не только психостимуляторы, но и любое другое влияние, систематически активирующее дофаминергическую систему при ее формировании, способно привести к снижению пластичности мозга в зрелом возрасте. Второй круг опасений был связан с этической и социальной сферой, влиянием на сознание, управлением поведением, нарушением конфиденциальности и т.д.. Но не только. Опасения были связаны и с возможным неравным доступом к этим технологиям на уровне отдельных людей, социальных сред и стран. Этот неравный доступ мог привести к резкому усугублению общего неравенства, появлению «суперлюдей», «суперсообществ» и «супердержав». Некоторые исследователи уже тогда предлагали незамедлительно начать разработку правовой основы применения этих технологий и, по-видимому, были услышаны. Во всяком случае, в прошлом году появился первый проект рекомендации ЮНЕСКО по этике нейротехнологий. Он выдержал уже две ревизии, и еще одна ожидается осенью 2025 года. Полностью с этим большим документом на английском языке, включающим 35 страниц, можно познакомиться по ссылке: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000391074 Ниже приведены некоторые положения из него. Признавая глубокое и динамичное воздействие нейротехнологий на процветание человека, общества, окружающую среду, экосистемы и человеческую жизнь, включая человеческий разум, Учитывая, что нейротехнологии, особенно в их медицинском применении, могут оказать большую услугу человечеству и все страны могут извлечь из этого пользу, Также учитывая, что нейротехнологии поднимают фундаментальные этические вопросы, например, касающиеся самоопределения, конфиденциальности, личной идентичности, свободы мысли, риска дискриминации, неравенства и вызовов демократии, и что справедливость, доверие и беспристрастность должны поддерживаться, чтобы ни одна страна и никто не остался позади, либо имея справедливый доступ к нейротехнологиям и пользуясь их преимуществами, либо в защите от их рисков, признавая при этом различные обстоятельства разных стран и уважая желание некоторых людей не принимать участия во всех технологических разработках, Напоминая, что в соответствии с положениями своего Устава ЮНЕСКО стремится вносить вклад в мир и безопасность, поощряя сотрудничество между странами посредством образования, науки, культуры,коммуникации и информации в целях дальнейшего всеобщего уважения для справедливости, верховенства закона и прав человека и основных свобод, которые утверждены для народов мира, Убежденные в том, что представленная здесь Рекомендация, как инструмент установления стандартов, разработанный с помощью глобального подхода, основанного на международном праве, с упором на человеческое достоинство и права человека может направлять нейротехнологии в ответственном направлении, Подчеркивая, что особое внимание должно уделяться странам с низким и средним уровнем дохода (СНСД), включая, помимо прочего, наименее развитые страны (НРС), развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю (РСНВМ) и малые островные развивающиеся государства (МОРАГ), поскольку они обладают потенциалом, но недостаточно представлены в развитии и доступе к нейротехнологиям, 1. Принимает настоящую Рекомендацию по этике нейротехнологий … ноября 2025 года; 2. Рекомендует государствам-членам при поддержке Секретариата ЮНЕСКО применять положения настоящей Рекомендации, предпринимая соответствующие шаги, включая любые законодательные или иные меры, которые могут потребоваться, в соответствии с конституционной практикой и руководящими структурами каждого государства, для реализации в рамках своей юрисдикции принципов и норм Рекомендации в соответствии с международным правом, включая международное право в области прав человека; 3. Также рекомендует государствам-членам привлекать все заинтересованные стороны, включая коммерческие предприятия, для обеспечения того, чтобы они играли свою соответствующую роль в реализации настоящей Рекомендации; и довести Рекомендацию до сведения международных, региональных и национальных органов и органов, исследовательских и академических организаций, учреждений и организаций в государственном, частном и гражданском секторах, занимающихся нейротехнологиями, с тем, чтобы разработка и использование нейротехнологий руководствовались как обоснованными научными исследованиями, так и этическим анализом и оценкой. I.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1. Рассматривает этические вопросы, связанные с нейротехнологиями, поскольку они могут оказывать множество положительных влияний на здоровье и процветание человека, а также оказывать неблагоприятное воздействие на осуществление прав человека. 2. Рассматривает нейротехнологии в различных областях, включая здравоохранение, немедицинские прямые поставки потребителю (DTC, такие как оздоровительные устройства, нейроигры и т. д.), рассматривая различные условия, где могут использоваться нейротехнологии (труд, образование, связь и информация). 3. Сосредоточена только на людях, но признает важные соображения, которые применимы к животным в исследованиях. 4. Рассматривает этику нейротехнологий как систематическое нормативное отражение, основанное на целостной, многокультурной, многодисциплинарной, плюралистической и развивающейся структуре взаимозависимых ценностей, принципов и действий, которые могут направлять общества в ответственном отношении к воздействию нейротехнологий на людей, общества, окружающую среду и экосистемы. 5. Охватывает измерение, запись и модификацию человеческой нервной системы, обработку, анализ, хранение, использование и повторное использование собранных данных, а также другие общественные и экологические воздействия, включая возникновение новых когнитивных состояний. 6. Признает, что вмешательства, затрагивающие нервную систему, очень чувствительны, потому что очень сложная человеческая нервная система является координирующим центром поведения и психических процессов. Она позволяет осуществлять самоопределение, способность действовать как моральные агенты, нести ответственность за действия, сотрудничать с другими, обдумывать коллективные решения и развивать личность. 7. Далее признает, что люди развиваются и процветают во взаимодействии с другими людьми и благоприятной материальной и культурной средой, подчеркивая, что автономия является не только индивидуальной, но и относительной, поскольку она возникает из взаимодействий и принадлежности к сообществу и влияет на них. 8. Решает этические и правозащитные проблемы, возникающие в результате быстрого развития и сближения нейротехнологий с другими технологиями, такими как пространственные вычисления, расширенная реальность (XR) и датчики искусственного интеллекта (ИИ) или полупроводники, эта Рекомендация решает этические и правозащитные проблемы, возникающие из них. В частности, другие биометрические данные при обработке для определения сенсорных, двигательных и психических состояний вызывают аналогичные этические проблемы. Таким образом, эта Рекомендация применима как к нейротехнологиям, так и к использованию когнитивных биометрических данных, гарантируя, что этические принципы и практики последовательно применяются в этих областях. 9. Далее рассматривается интеграция ИИ с нейротехнологиями, которая может повысить точность и прогностические возможности, такие как повышение скорости обработки, снижение стоимости, оптимизация параметров нейростимуляции и обеспечение замкнутых систем. Однако она также увеличивает этические угрозы, включая проблемы кибербезопасности, отсутствие прозрачности, потенциал алгоритмической предвзятости и риски для автономии, психической конфиденциальности и манипуляции. 10. Охватывает как открытые (например, стимуляция мозга с фиксированными параметрами), так и замкнутые системы (например, стимуляция, зависящая от состояния). Последняя вводит сложные этические вопросы, связанные с согласием, конфиденциальностью и манипуляцией. 11. Содействует мирному использованию нейротехнологий и стремится повысить осведомленность о глубоких этических проблемах и угрозах, которые возникают при применении нейротехнологий в военных целях и в сфере безопасности. Призывает всех заинтересованных лиц действовать ответственно в отношении нейротехнологий. I.2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ 12. Нервная система включает центральную (головной мозг, спинной мозг) и периферическую (соматическая, автономная, энтеральная) нервную систему. Научные данные показывают, что активность нервной системы является основой сенсорных, моторных и психических состояний (включая когнитивные, аффективные и конативные состояния) и поддерживает сознание и переживание боли. Активность и структура нервной системы предоставляют информацию, присущую всем людям и обществу, независимо от пола, этнической принадлежности, языка или религии. Активность нервной системы также играет важную роль в социальных и культурных взаимодействиях. 13. Нейротехнология относится к устройствам, системам и процедурам, охватывающим как аппаратное, так и программное обеспечение, которые напрямую получают доступ, контролируют, анализируют, прогнозируют или модулируют нервную систему, чтобы понимать, влиять, восстанавливать или предвидеть ее структуру, активность, функцию или намерения (речь, двигательные). Нейротехнология сочетает в себе элементы нейронауки, инженерии и вычислений. 14. Нейротехнология охватывает медицинские и немедицинские приложения и включает в себя инструменты, которые измеряют, выводят и влияют на активность нервной системы, будь то посредством прямого взаимодействия с нервной системой или путем сопряжения ее с устройствами и системами. Она включает, но не ограничивается: электроэнцефалографию (ЭЭГ), магнитоэнцефалографию (МЭГ), магнитно-резонансную томографию (МРТ), функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ), функциональную ближнюю инфракрасную спектроскопию (фНИРС), имплантированные микроэлектроды, оптогенетику, оптическую визуализацию, диффузионно-взвешенный интерфейс, визуализацию кальция, датчики красителя напряжения или микродиализ, имплантированные микроэлектроды, интерфейсы мозг-машина (ИМТ), глубокая стимуляция мозга (ГСМ), оптогенетическая оптическая стимуляция, транскраниальная электрическая стимуляция (ТЭС), транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) или нейрофармакологическая инфузия. 15. Следует отметить, что несколько сенсорных технологий собирают данные, косвенно информирующие о нейронной активности. Даже если они не являются нейротехнологиями как таковыми, они поднимают те же этические и правовые вопросы, что и нейротехнологии, когда используются для выведения ментальных состояний. Они включают, помимо прочего, отслеживание глаз, видеоокулографию, динамику набора текста, распознавание и анализ голоса, анализ походки, проводимость кожи, вариабельность сердечного ритма, мониторинг движений во сне, измерение артериального давления или системы распознавания эмоций на лице. 16. Нейронные данные. На нейробиологическом уровне нейронные данные являются наиболее прямыми коррелятами психических состояний. 17. Когнитивные биометрические данные. 18. Весь жизненный цикл. Нейротехнологию следует рассматривать с ранних стадий добычи материалов, прототипирования, исследования, проектирования и разработки до развертывания и использования, включая обслуживание, эксплуатацию, торговлю, финансирование, мониторинг и оценку, проверку, окончание использования, разборку, прекращение, утилизацию и переработку. IV. ОБЛАСТИ, В КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЕТСЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПОЛИТИКА IV.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ 69. Государства-члены и соответствующие международные институты должны активно поддерживать исследования, разработку и внедрение нейротехнологий для общественного блага. Инвестиции должны отдавать приоритет приложениям, которые способствуют процветанию человека и использование которых уважает, продвигает и защищает индивидуальные и коллективные права человека. Это обязательство должно включать финансирование междисциплинарных исследований, которые не только продвигают нейротехнологические инновации, но также изучают этические, правовые и социальные последствия этих технологий, чтобы гарантировать, что они приносят пользу всем слоям общества на справедливой основе. Особое внимание следует уделять разработке и внедрению адекватных технических, институциональных, процедурных и других гарантий, которые обеспечивают соблюдение прав человека. 70. Государства-члены должны установить четкие запреты на использование нейротехнологий в контекстах, которые нарушают индивидуальные и коллективные права человека. В частности, нейротехнологии не должны использоваться для таких целей, как несогласованный допрос в правоохранительных органах, уголовное правосудие, разработка или развертывание нейрооружия, попытки «нравственного улучшения» без согласия, социальный контроль, принудительная «реабилитация» на основе личных убеждений или мыслей, политических или иных взглядов, гендерной идентичности или сексуальной ориентации или наблюдение за психическими состояниями. Правительства должны принять законодательство, которое гарантирует ответственное развертывание нейротехнологий, основанное на правах человека, с надежными механизмами надзора для обеспечения соблюдения этих ограничений и защиты психической конфиденциальности и свободы мысли для всех людей. Эти политики должны разрабатываться в консультации с различными заинтересованными сторонами, включая гражданское общество, конечных пользователей, экспертов по нейротехнологиям, специалистов по этике и защитников прав человека, чтобы обеспечить широкий консенсус и уважение глобальных норм в области прав человека. 71. Государства-члены должны обеспечить прозрачность и подотчетность в использовании и регулировании нейротехнологий. Это включает в себя публичное раскрытие всех спонсируемых правительством нейротехнологических проектов, их целей, методологий, предполагаемых применений и последствий. 72. Государства-члены должны гарантировать, что любое использование нейротехнологий в судебном контексте основано на надежных научных доказательствах, реализовано этично и в соответствии с правами человека и направлено на обеспечение общественной безопасности при защите прав и достоинства участвующих лиц. Любое использование нейротехнологических методов в судебной системе должно соответствовать международным стандартам прав человека, обеспечивая уважение основных прав, таких как человеческое достоинство, физическая неприкосновенность, конфиденциальность персональных данных и право на справедливое судебное разбирательство. 73. Государства-члены должны создать всеобъемлющие структуры стимулирования, такие как налоговые льготы, гранты и награды, для поощрения обязательств государственного и частного секторов и партнерств в этической разработке нейротехнологий. Эти стимулы должны быть сосредоточены на вознаграждении прозрачности, процессах совместного развития и вкладе в общественные преимущества, направленных на создание среды, в которой компании ответственно внедряют инновации и соответствуют целям человеческого процветания. 74. Государства-члены должны стимулировать и поддерживать партнерства, которые используют вычислительные ресурсы и возможности анализа данных частных фирм для продвижения государственных исследовательских целей. Они должны поощрять обмен знаниями между государственными исследовательскими организациями и частными компаниями. Это должно быть сделано только при условии, что государства-члены примут надежные этические рамки, которые регулируют государственно-частные партнерства, гарантируя, что все совместные проекты будут соответствовать строгим этическим стандартам, особенно в отношении конфиденциальности данных, индивидуального согласия, и справедливого развития и распространения любых технологий. Это включает в себя поддержку инициатив в недостаточно обслуживаемых районах и обеспечение того, чтобы малые и средние предприятия (МСП) имели доступ к финансированию, компьютерам ИИ и производственным ресурсам, а также рынкам. 75. Государства-члены должны создать стимулы для инвесторов, чтобы интегрировать этические соображения в инвестиционные решения в нейротехнологии. Это включает оценку потенциальных инвестиций в нейротехнологии на предмет их социальных и этических последствий, наряду с экономической отдачей. Чтобы способствовать культуре этических инвестиций, государства должны продвигать «этические инвестиции» как ценный и отличительный подход в финансовом сообществе. Принятие системы признания, которая публично признает и вознаграждает организации и исследователей, которые преуспевают в этической разработке нейротехнологий, программах сертификации, общественных одобрениях или включении в всемирно признанный реестр поставщиков этических технологий, может повысить их репутацию и доступ к рынку. 76. Государства-члены должны проводить комплексные оценки экономического воздействия разработки и внедрения нейротехнологий. Эти оценки должны исследовать, как нейротехнологии могут стимулировать экономический рост, создавать новые рабочие места и потенциально нарушать существующие отрасли. Необходимо разработать политику для использования этих экономических выгод, одновременно смягчая негативные последствия, такие как перемещение рабочих мест. 77. Государства-члены должны содействовать равноправному доступу к нейротехнологиям во всем мире. Для достижения таких целей следует предпринять усилия по снижению затрат на оборудование, продолжить разработку и принятие непатентованных программных решений и изучить планы возмещения со стороны правительств в секторах с важнейшими потенциальными выгодами, таких как здравоохранение или образование. IV.2. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДАННЫХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ 78. В ответ на быстрое развитие нейротехнологий государства-члены должны разработать надежную структуру для управления сбором, обработкой и использованием нейронных и когнитивных биометрических данных. Эти политики направлены на то, чтобы сбалансировать продвижение технологических инноваций с императивом защиты свободы мысли, психической конфиденциальности, автономии и самоопределения, гарантируя, что нейронные и когнитивные биометрические данные управляются таким образом, который является этичным, устойчивым и соответствует глобальным стандартам прав человека. Эти политики должны гарантировать, что люди имеют право на доступ к этим данным и право использовать коммерческие услуги без обязательного раскрытия этих данных, за исключением случаев, когда это необходимо для базовой работы или предоставления услуги. 79. Государства-члены должны оценить действующие законы, чтобы обеспечить надежную защиту нейронных и когнитивных биометрических данных, включая конкретные руководящие принципы для защиты уязвимых групп населения. В тех случаях, где существуют пробелы, государства-члены должны внедрять нормативные подходы, которые консолидируют и усиливают защиту данных и конфиденциальности с помощью единой правовой базы. 80. Текущие рамки защиты данных на региональных уровнях, которые требуют явного согласия на обработку конфиденциальных данных, должны быть обновлены для явного распознавания нейронных и когнитивных биометрических данных, особенно если они не классифицируются непосредственно как данные о здоровье. Аналогичным образом, эти рамки могут быть расширены для охвата нейронных и когнитивных биометрических данных, собранных вне медицинских учреждений. Юрисдикции с законами о конфиденциальности биометрической информации должны гарантировать, что защита достаточно надежна для охвата уникальных аспектов нейронных и когнитивных биометрических данных, выходящих за рамки их использования для идентификации, для решения выводов, сделанных на основе этих данных, обеспечения соблюдения строгих требований согласия и защиты от несанкционированного использования. 81. Государства-члены должны принять правовые и нормативные рамки, которые подчеркивают минимизацию данных и ограничение цели, собирая и обрабатывая нейронные данные только по мере необходимости для четко определенных целей и храня их только столько времени, сколько необходимо для этих целей. Это должно включать механизмы, позволяющие отдельным лицам запрашивать удаление или анонимизацию своих нейронных и биометрических когнитивных данных, когда они больше не нужны для цели, для которой они были собраны или когда согласие отозвано. 82. Следует разработать соответствующую политику для обеспечения сокращения экологического следа, связанного с крупномасштабными центрами обработки данных и вычислительными ресурсами, поддерживая глобальные усилия в направлении экологической устойчивости, при этом защищая ментальную конфиденциальность. 83. В ответ на быстрый прогресс в области нейротехнологий и их конвергенцию с другими технологиями, включая ИИ, пространственные вычисления и иммерсивные технологии, государства-члены должны принять гибкие нормативные рамки и нормативные песочницы (контролируемые среды для разработки, тестирования и совершенствования новых нейротехнологий). Эти рамки должны способствовать инновациям, обеспечивать этическую обработку данных и включать механизмы для регулярного мониторинга, оценки и динамической корректировки политики на основе технологических достижений и этических разработок. 84. Государства-члены должны поддерживать разработку и внедрение технологических инноваций и стандартов проектирования для нейротехнологий, которые отдают приоритет конфиденциальности психической информации, таких как современное шифрование, защищенные базы данных с многофакторной аутентификацией, передовые методы анонимизации, а также обработка и хранение на периферии (обработка и хранение данных ближе к месту их генерации), что приводит к более эффективным результатам в хранении нейронных и когнитивных биометрических данных в реальном времени. 85. Государства-члены должны поощрять этичный обмен данными путем создания безопасных хранилищ данных для нейронных и когнитивных биометрических данных, используемых в исследованиях. Эти хранилища должны соответствовать строгим стандартам кибербезопасности, конфиденциальности данных и этичного использования (включая минимизацию данных и ограничения по целям), многоуровневый доступ и другие подходы, повышающие конфиденциальность. Должны быть созданы соответствующие механизмы финансирования для курирования и обслуживания данных, а также оптимизированы процессы управления данными. 86. Государства-члены должны рассмотреть конкретные руководящие принципы этического использования нейронных и когнитивных биометрических данных в разработке и исследовании ИИ, включая процедуры согласия на использование нейронных и когнитивных биометрических данных в обучении и применении моделей ИИ, обеспечивая прозрачность и уважение прав личности и сообщества. 87. Государства-члены должны стимулировать производителей нейротехнологий уделять первостепенное внимание конфиденциальности и этике по умолчанию, требуя включения технологий сохранения конфиденциальности в качестве функций по умолчанию в их устройствах. Производители должны внедрять современное шифрование, безопасные механизмы аутентификации и методы анонимизации для защиты нейронных и когнитивных биометрических данных и защиты ментальной конфиденциальности пользователей. 88. Государства-члены должны принять политику, которая гарантирует, что нейронные и когнитивные биометрические данные, как производные индивидуальной человеческой деятельности, не будут подлежать правам собственности. Защита ИС должна применяться только к исходным компиляциям данных (созданным в процессе агрегации, организации или отбора, в результате чего получается новый набор данных), которые соответствуют строгим, четко определенным критериям, подчеркивающим этические соображения. 89. Государства-члены должны совместно разработать четкие, согласованные руководящие принципы для прав ИС, применимых к нейротехнологиям в международном масштабе. Эти руководящие принципы должны касаться патентоспособности изобретений, созданных с помощью ИИ, и этических последствий законов об ИС, гарантируя, что они способствуют глобальной доступности и инновациям. 90. Государства-члены должны гарантировать, что заинтересованные стороны принимают стратегии управления ИС, которые поощряют инновации и избегают чрезмерно ограничительного использования патентов, способствуя открытой инновационной экосистеме. Этот подход должен постоянно адаптироваться к меняющемуся ландшафту нейротехнологий. Влияние политики в области ИС на сектор нейротехнологий должно постоянно контролироваться, чтобы гарантировать, что она стимулирует инновации, обеспечивая при этом этическое использование и широкую доступность, и корректироваться для решения возникающих проблем. 91. Государства-члены должны способствовать созданию среды совместного творчества в области нейротехнологий, способствуя совместному владению и преференциальным лицензионным соглашениям для обеспечения справедливой компенсации и признания для всех участников, особенно из академических и исследовательских сообществ. 92. Государства-члены должны придерживаться сбалансированного подхода между защитой интеллектуальной собственности и содействием немедленной публикации результатов и обмену данными. В частности, с учетом конвергенции цифровых технологий и растущей концентрации этих инноваций в секторах промышленности, этот баланс имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы механизмы защиты ИС не препятствовали научным исследованиям, инновациям и широкому распространению знаний и новых технологий. 93. Государства-члены должны принять все необходимые меры для обеспечения адекватных стандартов безопасности и защиты и их внедрения, в том числе путем принятия и обеспечения соблюдения правовых стандартов. 94. Государства-члены должны сотрудничать для установления всеобъемлющих стандартов кибербезопасности для всех нейротехнологических устройств. Эти стандарты должны охватывать меры безопасности оборудования, программного обеспечения и данных для защиты от потенциальных киберугроз. Внедряя единые стандарты кибербезопасности, государства-члены должны гарантировать целостность, конфиденциальность и доступность нейронных данных, а также повышать доверие и уверенность пользователей в нейротехнологических устройствах. Кроме того, эти стандарты должны развиваться вместе с технологическими достижениями и возникающими киберугрозами для поддержания надежной защиты от развивающихся рисков. 95. Государства-члены должны использовать упражнения red-teaming в качестве упреждающей меры для оценки и повышения устойчивости кибербезопасности нейротехнологических систем. Проводя регулярные тренировки по ре-тимингу, государства-члены должны активно выявлять и устранять пробелы в кибербезопасности, тестировать процедуры реагирования на инциденты и укреплять общую позицию кибербезопасности нейротехнологических устройств. Далее следует разделы, посвященные рекомендации ЮНЕСКО в отношении применения нейротехнологий по отношению к: IV.4. ДЕТЯМ И МОЛОДЕЖИ IV.5. ПОЖИЛЫМ И СТАРЫМ ЛЮДЯМ IV.6. ВОПРОСАМ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА IV.7. ЛИЦАМ С ФИЗИЧЕСКИМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ IV.8. ЛИЦАМ С ПСИХИЧЕСКИМИ, КОГНИТИВНЫМИ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Эту Рекомендацию необходимо понимать как единое целое, а основополагающие ценности и принципы следует понимать как взаимодополняющие и взаимосвязанные. Ничто в этой Рекомендации не может быть истолковано как замена, изменение или иное нанесение ущерба обязательствам или правам государств-членов по международному праву или как одобрение для любого государства, другого политического, экономического или социального субъекта, группы или лица заниматься какой-либо деятельностью или выполнять какие-либо действия, противоречащие правам человека, основным свободам, человеческому достоинству и заботе об окружающей среде и экосистемах. Новость подготовили |