Ведущие ученые призывают ввести мораторий на редактирование генома эмбрионов и клеток зародышевой линии человека
© Воротеляк Екатерина Андреевна, зав. лабораторией клеточной биологии, чл.-корр. РАН, д.б.н.
© Алпеева Елена Викторовна, научный сотрудник Центра коллективного пользования, кандидат биологических наук

В статье, опубликованной в Nature 14 марта 2019 г, 18 ведущих ученых и специалистов по этике из 7 стран (в том числе один из создателей CRISPR технологии) призвали к всемирному мораторию на редактирование генома эмбрионов и клеток зародышевой линии человека и получили поддержку многих коллег. В этом же номере журнала публикуются их отклики.

Что подразумевается под мораторием? Это временный запрет (на период до 5 лет) клинического использования редактирования наследуемого генома человека, пока не будет установлен международный консенсус с учетом технических, научных, медицинских, этических, общественных и моральных аспектов, а также пока вопросы безопасности данной процедуры не будут решены. Хотя техника редактирования генов постоянно совершенствуется, сейчас она имеет достаточно низкую эффективность, а риск возникновения нежелательных мутаций за пределами редактируемого участка генома неприемлемо высок. Мораторий не будет затрагивать редактирование генома человека в научных целях и редактирование генов соматических клеток взрослого человека, которые могут быть использованы, в том числе, и для лечения заболеваний.

Дальнейшее клиническое применение редактирования генома невозможно, заявляют ученые, пока не будут выявлены долгосрочные биологические последствия как для индивидов, подвергшихся данной процедуре, так и для человечества в целом. При обсуждении и принятии решений по данному вопросу очень важно разделять «генетическую коррекцию» (устранение единичной мутации, которая может вызвать тяжелое заболевание, с заменой участка ДНК на стандартную последовательность, которой обладает большинство населения) и «генетическое усовершенствование». Последнее – это темный лес, в котором очень легко заблудиться, поскольку предсказать последствия замены генетических последовательностей крайне сложно, а элиминировать новые получившиеся в результате редактирования гены из популяции практически невозможно, что может повлечь за собой грандиозные эффекты, вплоть до возникновения новых подвидов человека, считают ученые. На данный момент для пар, у которых имеется риск рождения детей с тяжелыми наследственными заболеваниями, существует много вариантов: искусственное оплодотворение с последующим предимплантационным генетическим анализом зародыша, пренатальное тестирование эмбрионов, донорство спермы и яйцеклеток и усыновление. Эти варианты с любой точки зрения гораздо менее опасны и более перспективны, нежели редактирование генома эмбриона или клеток зародышевой линии родителей – считают ученые.

В дальнейшем различные страны могут сами выбрать направление, в котором они будут двигаться, т.е. какой тип применения редактирования генома человека будет легализован на их территории, с учетом истории, культуры, ценностей и политической системы. Однако правительство каждой отдельной страны должно гарантировать всестороннее рассмотрение вопроса с учетом общественного мнения и достижения консенсуса. В статье указано со ссылкой на другой источник, что в настоящее время порядка 30 стран, так или иначе, запретили редактирование половой линии и зародышей человека. Стоит отметить, что в цитируемом источнике Российская Федерация указана, как страна «с неоднозначным законодательством».

На Первом Международном Саммите по редактированию генов человека в декабре 2015 года оргкомитет выступил с заявлением о надлежащем использовании технологии (см. go.nature.com/2erqwpc). По вопросу о создании генетически модифицированных детей он пришел к выводу, что «было бы безответственно продолжать любое клиническое использование ... если и до тех пор, (i) пока не будут решены соответствующие вопросы безопасности и эффективности ... и (ii) пока не сформируется широкий общественный консенсус относительно целесообразности предлагаемого применения». Это должно было означать, что клиническое использование редактирования половых клеток и эмбрионов не должно происходить нигде в мире. Однако последующие события свидетельствуют о том, что это заявление было недостаточным. Во-первых, в Китае биофизик Хэ Цзянькуй якобы редактировал эмбрионы, чтобы создать, по крайней мере, двух младенцев (см. Новость от 30.11.2018). Во-вторых, ученые, которые, по-видимому, знали об этой работе, не приняли соответствующих мер, чтобы остановить ее. В-третьих, растет интерес к предложениям по генетическому совершенствованию людей. В-четвертых, некоторые комментаторы интерпретировали последующие заявления как ослабляющие требование широкого общественного консенсуса; такие заявления включают в себя отчет 2017 года от Национальных академий наук, инженерии и Медицины США и заявление 2018 года от организационного комитета по итогам второго Международного саммита по редактированию генома человека (см. go.nature.com/2rowv3g). И наконец, в последующие годы не было создано никакого механизма для обеспечения международного диалога по вопросу о том, допустимо ли клиническое редактирование половых клеток и эмбрионов, и если да, то в каких случаях.

Инициативная группа, написавшая статью, надеется на создание предложенной ранее так называемой «Глобальной обсерватории редактируемых геномов» - сети организаций и отдельных людей, которые будут следить за развитием событий в данной области, информировать общественность и способствовать обсуждению проблемы как внутри стран, так и в международном плане. Координационный совет данной сети может входить в ВОЗ, а может быть создан как самостоятельная единица. Важным аспектом, отмечают инициаторы введения моратория, должна стать возможность не только научного, но и публичного обсуждения с привлечением представителей людей с ограниченными физическими возможностями, больных и их семей, религиозных, исторически социально отчужденных и малоимущих групп общества, словом, широкой общественности.

Однако авторы данного предложения уверены, что важно заложить основы, которые приведут к прозрачности, общественной вовлеченности, международной консультации, привлечению стран в лагерь разумного применения обсуждаемых технологий и выявлению стран, которые наоборот выберут путь вседозволенности в области клинического применения геномного редактирования. Также они призывают отдельных участников данного процесса, таких как клиники ЭКО, больницы, медицинские образовательные учреждения, биомедицинские исследовательские центры и профессиональные ассоциации, а также отдельных исследователей и врачей дать публичное обещание не инициировать клиническое применение редактирования генома без предварительного уведомления, полной прозрачности действий и получения разрешения от всех инстанций, контролирующих данную область, а также сообщать о любых попытках клинического применения редактирования генома, о которых им станет известно.

  1. David Cyranoski. The CRISPR-baby scandal: what’s next for human gene-editing. Nature 2019; 566: 440-443.
  2. Eric Lander et al. Adopt a moratorium on heritable genome editing. Nature 2019; 567: 165–168.
  3. Correspondence. Nature 2019; 567: 175.

Поделиться:
НАЗАД К СПИСКУ...