Новый клеточный продукт для диабетиков
Комментарий к статье «Immune-evasive human islet-like organoids ameliorate diabetes» под авторством Yoshihara, E., O’Connor, C., Gasser, E., Wei Z., Oh T.G., Tseng T.W., Wang D., Fritz Cayabyab F., Yang Dai Y., Ruth T. Yu R.T., Liddle C., Atkins A.R., Downes M. & Evans R.M. Nature, 2020. doi.org/10.1038/s41586-020-2631-z
© Косых Анастасия Валерьевна, кандидат биологических наук, младший научный сотрудник лаборатории клеточной биологии

При разработке терапии для больных диабетом (1 типа и поздних стадий 2 типа) используется два подхода: технологический и клеточный. В первом случае, пациенту устанавливается система, инъецирующая инсулин в соответствии с показателями уровня глюкозы в крови. В другом варианте - применение клеточных технологий - контроль уровня глюкозы осуществляется трансплантированными инсулин-продуцирующими клетками. Несмотря на то, что технологический подход на данный момент является более простым, дешевым и распространенным, ряд проблем (скачкообразная регуляция обмена глюкозы, повреждения организма от гипогликемии, возможность отказа оборудования и отторжения имплантированных датчиков) приводит к тому, что разработка клеточных продуктов, как более физиологичного решения, все еще остается актуальной. Классическим донорским материалом являются островки, полученные после смерти. Основными минусами в их применении являются часто низкое качество, а также необходимость применения иммуносупрессоров для сохранения трансплантата. Множество исследований посвящены созданию оптимальной конфигурации хорошо функционирующих секреторных клеточных продуктов из подходящего, легко масштабируемого и доступного источника клеток, способного длительное время сохраняться в теле реципиента.

Авторы данной статьи применили комплексный подход при создании своего клеточного продукта, в основу которого они взяли ИПСК (индуцированные плюрипотентные стволовые клетки).

В первую очередь в композиции трансплантата были использованы несколько типов клеток в полисахаридном геле, для формирования 3D структуры формой, строением и размерами аналогичной нативным островкам поджелудочной железы, получившей название HILO (human islet-like organoid). Для воссоздания клеточной архитектуры и клеточного разнообразия нативных островков авторы включили в состав стволовые клетки жировой ткани и эндотелиальные клетки пупочной вены человека в качестве аналогов фибробластов и эндотелия поджелудочной железы.

В качестве доказательства функциональности полученных сфероидов авторы приводят данные увеличения экспрессии рецептора ERRγ, участвующего в регуляции постнатального метаболического созревания β-клеток в культуре, а также нормализацию показателей уровня глюкозы у NOD/SCID мышей с индуцированным стрептозотоциновым диабетом в течение 40 дней после трансплантации сфероидов под капсулу почки. Дополнительно, авторы показали, что именно трансплантат реагирует на увеличение уровня глюкозы, исходя из изменений уровня человеческого С-петида – предшественника инсулина.

Во-вторых, особое внимание, они уделили процессам, происходящим с клетками сфероидов при созревании в процессе дифференцировки in vitro. Исходя из ранее полученных данных, авторы включили в многоуровневый протокол дифференцировки ИПСК WNT4, как необходимый фактор для функционального созревании β-клеток ex vivo (Рис. 1). Органоиды, полученные в результате обработки WNT4 получили название wHILOs.


Рис. 1. Протокол дифференцировки HILO. Показаны ключевые факторы этапов. Стрелками вверх и вниз указаны агонисты и ингибиторы, соответственно. DE - дефинитивная энтодерма; EP - эндокринные предшественники; FG - задняя часть передней кишки; PP- предшественник поджелудочной железы; Act - активин А; РА – ретиноевая кислота; VitC - витамин C; VitE - витамин E; ALK5 - TGFBR1.

Для подробного изучения они модифицировали свои ИПСК с помощью системы CRISPR – Cas9, добавив ген GFP под инсулиновый промотер и RFP под промотер урокортина-3 (регулятора секреции соматостатина δ-клетками) для визуализации секреторной активности дифференцирующихся клеток. Полученные сфероиды были иммуногистохимически охарактеризованы по множеству панкреатических маркеров (Рис.2).


Рис. 2. Иммуногистохимическая характеристика wHILOs. (а-c) конфокальные изображения wHILO, окрашенные на C-пептид (a), маркеры β-клеток NKX2-2, NKX6-1, MAFA, MAFB, PDX1 (b) и эндокринные маркеры хромогранин A (CHGA), синаптофизин (красный) с GFP-визуализацией инсулина (зеленый) (в). (d) увеличение для (b) и (c) 75x75 мкм. (е) иммунофлуоресцентные изображения HILO, показывающие экспрессию инсулина (GFP), β-клеточных маркеров MAFA и MAFB, а также α-клеточного маркера глюкагона. Окрашивание ядер - Hoechst (синий). Масштабная линейка: 100 мкм (a – c), 10 мкм (e). Изображения получены от 3 независимых экспериментов.

Также с помощью электронной микроскопии было визуально подтверждено наличие секреторных гранул инсулина и глюкагона. Кроме того, была подтверждена нормализация показателей уровня глюкозы у диабетических NOD/SCID мышей в течение 42 дней после трансплантации wHILOs.

Сравнительный транскрипционный анализ подтвердил аналогичность wHILOs нативным островкам человека по экспрессии специфичных генов β-клеток (NKX6-1, NEUROD1, RFX6, GCK, ISL1, SYT4 и PDX1) и α-клеток (ARX-генов). Авторы отметили, что WNT4 дозозависимо увеличивал экспрессию ESRRG, а также компонентов митохондриальной дыхательной цепи NDUFA7 и COX7A2 в HILOs, что привело их к выводу, что в присутствии WNT4 у клеток повышается окислительный метаболизм, как было подтверждено показателями увеличения скорости потребления кислорода и снижением скорости внеклеточного закисления, что соответствует метаболическим характеристикам островков поджелудочной железы у здорового человека. Также авторы пришли к выводу, что в процессе созревания HILOs участвует неканонический WNT-сигналинг, поскольку использование ингибитора β-катенина XAV939 не влияло на глюкозо-зависимую секрецию инсулина. Для анализа WNT4-завимых процессов (100 нг/мл в течение 26–33 дней) авторы провели транскрипционный анализ и показали увеличение экспрессии 1581 гена и снижение для 1354. По результатам дальнейшего анализа, включающего в себя генную онтологию, сортинг клеток, ATAC-seq, авторы приходят к выводу, что неканонический WNT4-сигналинг усиливает митохондриальную активность, в значительной степени за счет индукции через ERRγ, что и приводит в результате к метаболическому созреванию β-подобных клеток.

На третьем этапе исследования для защиты трансплантата от иммунной системы реципиента авторы при помощи лентивирусной конструкции стимулировали экспрессию PD-L1 (programmed cell death protein ligand 1) – известного фактора толерантности β-клеток. При трансплантации иммуннокомпетентным мышам C57Bl со стрептозотоциновым диабетом было показано, что PD-L1+ HILOs регулируют уровень глюкозы до 50 дней после операции, в отличие от PD-L1- HILOs, функционировавших в организме около 10-15 дней. С помощью проточной цитометрии трансплантатов авторы показали снижение количества CD45+ иммунных клеток (Т-клеток, Т-киллеров) для PD-L1+ HILOs, а также незначительное количество инсулин-полижительных клеток в PD-L1- HILOs на 27 сутки после трансплантации. Функционал трансплантата был также подтвержден с помощью удаления почки, содержащей PD-L1+ HILOs, и демонстрации увеличения уровня глюкозы в крови животного. Параллельно было показано, что оверэкспрессия PD-L1 не влияет на статус и секреторный функционал дифференцированных ИПСК.

Кроме того, авторами был предложен альтернативные метод индукции экспрессии PD-L1 с помощью повторяющихся кратковременных воздействий IFN-γ (интерфероном- γ) в концентрации 10нг/мл. Исходя из полученных результатов, обработанные таким образом HILOs были защищены от IL-1β-индуцированной дедифференцировки β-клеток, демонстрировали хроматиновые изменения, устойчивое повышение уровней экспрессии целевых генов (PDL1, IRF9, JUNB и JUND) (данные ATAC-seq). Для этих органоидов была также показана и подтверждена функциональность при трансплантации мышам C57Bl в течение 40 дней; снижение количества CD45+ клеток. В результате авторы приходят к выводу, что такая стимуляция IFN-γ вызывает возникновение эпигенетической памяти, что приводит к формированию толерантности к цитокинам и устойчивой экспрессии PD-L1 de novo в HILOs, облегчая терапию диабета.

Таким образом, авторами был собран клеточный конструкт, симулирующий островки поджелудочной железы; разработан протокол дифференцировки для получения работающих клеток, чувствительных к глюкозе; применен метод защиты ксено- и аллотрансплантата от иммунной системы реципиента без использования иммуносупрессоров. В результате авторы разработали сложный и, как они сами признают, дорогостоящий для клинического применения клеточный продукт. Основной смущающий в этой работе момент – работоспособность трансплантата показана на срок в 50 суток, что в сравнении с имеющимися результатами по работе донорских островков на человеке (2 года), довольно небольшой. Несомненно, нативные островки обладают оптимальной клеточной архитектурой, а значит способны к более длительному функционированию, однако авторы просто не указывают, что происходит с их HILOs после этого срока в организме реципиента. Однако, статья опубликована совсем недавно, содержит большой набор протоколов, контролей, будет интересно узнать, к чему в дальнейшем придут авторы в изучении полученной конструкции.

НАЗАД К СПИСКУ...