Гемогенный эндотелий из эмбриональных стволовых клеток: становление дефинитивного кроветворения в аорто-гонадо-мезонефросе воспроизведено in vitro
Комментарий к статье Ng E.S., Azzola L., Bruveris F.F., , Calvanese V., Phipson B., Vlahos K., Hirst C., Jokubaitis V.J., Yu Q.C., Maksimovic J., Liebscher S., Januar V., Zhang Z., Williams B., Conscience A., Durnall J., Jackson S., Costa M., Elliott D., Haylock D.N., Nilsson S.K., Saffery R., Schenke-Layland K., Oshlack A., Mikkola H.K., Stanley E.G., Elefanty A.G. “Differentiation of human embryonic stem cells to HOXA+ hemogenic vasculature that resembles the aorto-gonad-mesonephros”, Nature Biotechnology. 2016. doi: 10.1038/nbt.3702.
© Паюшина Ольга Викторовна старший научный сотрудник лаборатории клеточных и молекулярных основ гистогенеза, доктор биологических наук.

Реконструкция in vitro процесса эмбрионального кроветворения у человека представляет собой как теоретически, так и практически важную задачу. С одной стороны, этические и технические проблемы работы с человеческим эмбриональным материалом порождают необходимость создания экспериментальных моделей для изучения начальных стадий развития кроветворной системы в условиях клеточной культуры, с другой – получение in vitro стволовых кроветворных клеток (СКК) могло бы удовлетворить потребности пациентов, нуждающихся в их трансплантации. Перспективным подходом к решению этой задачи является дифференцировка плюрипотентных клеток человека (в частности, эмбриональных стволовых) в кроветворном направлении.

Способность эмбриональных стволовых клеток дифференцироваться через стадию гемангиобласта в эндотелиальные и кроветворные предшественники известна с конца 90-ых годов (Choi K., Kennedy M., Kazarov A., Papadimitriou J.C., Keller G. A common precursor for hematopoietic and endothelial cells. Development. 1998; 125(4): 725-732), но до сих пор таким образом удавалось получать лишь короткоживущую транзиторную популяцию кроветворных клеток, подобную той, что в эмбриогенезе млекопитающих образуется в желточном мешке. Однако, по современным представлениям, основным (а возможно, и единственным) источником дефинитивных СКК, обеспечивающих поддержание гемопоэза в течение всей жизни организма, является не желточный мешок, а аорто-гонадо-мезонефральная область (АГМ), точнее – гемогенный эндотелий дорзальной аорты. Авторы статьи, опубликованной в 2016 г. в журнале «Nature Biotechnology» (Ng E.S., Azzola L., Bruveris F.F. et al. “Differentiation of human embryonic stem cells to HOXA+ hemogenic vasculature that resembles the aorto-gonad-mesonephros”, Nature Biotechnology. 2016. doi: 10.1038/nbt.3702), изменив условия дифференцировки эмбриональных стволовых клеток человека, впервые сумели добиться образования в эмбриоидных телах сосудистых структур, экспрессирующих маркеры гемогенного эндотелия аорты и дающих начало кроветворным клеткам, воссоздав тем самым основные аспекты гемопоэза в АГМ.

В их работе для идентификации кроветворных клеток был использован фактор транскрипции RUNX1C, экспрессируемый происходящими из АГМ СКК. В первоначальных экспериментах, предполагавших культивирование эмбриональных стволовых клеток в стандартной бессывороточной среде, он маркировал субпопуляцию CD34+ клеток, обогащенную клоногенными кроветворными предшественниками. После внутривенного введения облученным иммунодефицитным мышам эти клетки мигрировали в костный мозг, однако, в отличие от образующихся in vivo дефинитивных СКК, не обладали способностью к длительному приживлению в нем. Сравнивая их с CD34+ клетками из пуповинной крови человека, которые такую способность имеют, авторы обнаружили различия в экспрессии гомеобоксных генов HOXA: в кроветворных клетках, полученных из эмбриональных стволовых, эти гены были неактивны. Путем активации сигнального пути Wnt и одновременного ингибирования сигнального пути активина авторы индуцировали экспрессию HOXA в формирующейся из эмбриональных стволовых клеток мезодерме, что привело к подавлению в эмбриоидных телах примитивного гемопоэза, свойственного желточному мешку, и образованию эндотелиальных клеток, по транскрипционному профилю подобных эндотелию аорты. Как и в нативном АГМ, часть эндотелиоцитов экспрессировали SOX17 – фактор транскрипции, маркирующий гемогенный эндотелий и необходимый для образования из него СКК.

Начиная с 9-10-го дня дифференцировки SOX17+ эндотелиальные клетки формировали в эмбриоидных телах разветвленную сеть сосудов, а с 15-го дня внутри этих сосудов появлялись кроветворные клетки, экспрессирующие ген RUNX1C. Некоторые из них сочетали экспрессию обоих маркеров – эндотелиального SOX17 и кроветворного RUNX1C; вероятно, они представляли собой промежуточную стадию перехода от эндотелия (SOX17+ RUNX1C-) к более зрелым кроветворным клеткам с фенотипом SOX17- RUNX1C+. После 14-18 дней дифференцировки в культуре обнаруживались клоногенные клетки, способные к образованию миелоидных колоний; позднее появлялись предшественники эритроидных и смешанных колоний, причем в эритроидных клетках происходило переключение экспрессии генов глобина с эмбриональных на свойственные взрослому организму.

Следует отметить, что такая картина, сходная с образованием гемогенного эндотелия и кроветворных клеток в АГМ, наблюдалась лишь в том случае, если в эмбриоидных телах была индуцирована экспрессия HOXA. В контрольных культурах, не подвергнутых модуляции сигнальных путей Wnt и активина, дифференцировка носила иной характер: уже на 9-10 день появлялись многочисленные кроветворные клетки, несущие маркер CD43, однако сосуды, состоящие из SOX17+ клеток, не образовывались. Через 3-4 недели численность кроветворных клеток в контрольных культурах была меньшей по сравнению с обработанными агонистом сигнального пути Wnt и ингибитором сигнального пути активина; через 30 дней клоногенные предшественники в них уже не обнаруживались. По профилю экспрессии генов эндотелиальные и кроветворные клетки, образовавшиеся в эмбриоидных телах, были очень сходны с соответствующими популяциями, выделенными из АГМ человеческого зародыша. Однако эти кроветворные клетки не обладали важнейшей функциональной характеристикой дефинитивных СКК - способностью длительно приживаться в костном мозге облученной мыши. Впрочем, судя по данным предыдущих исследований, в АГМ как мыши, так и человека такая способность присуща лишь единичным клеткам; большинство же находятся на стадии предшественников, приобретающих свойства длительно репопулирующих СКК уже после миграции в печень зародыша. Не исключено, что и АГМ-подобные клетки, полученные в данной работе, представляли собой пре-СКК, требующие дополнительной стадии созревания. Как известно, кроветворные предшественники из АГМ мыши могут проходить эту стадию in vitro: сокультивирование со стромальной линией OP9 делает их способными репопулировать костный мозг реципиента. Можно предположить, что аналогичный подход позволит получать функционально полноценные СКК и из клеток человека.



Получение АГМ-подобных стволовых/родоначальных клеток из эмбриональных стволовых клеток человека: стадии развития и условия культивирования. CHIR - агонист сигнального пути Wnt CHIR99021; SB - антагонист сигнального пути активина SB431542.


НАЗАД К СПИСКУ...